По словам Михаила Мясниковича, экономика ЕАЭС работает в условиях беспрецедентного санкционного давления. В этой ситуации необходимы новые экономические отношения между национальными компаниями и госорганами стран ЕАЭС.
«Нужна более совершенная система импортозамещения и промкооперации. Опорой может быть карта индустриализации. Сегодня она включает 158 проектов на сумму 273 млрд долларов США, - сказал Михаил Мясникович. - Надо определить первоочередные проекты и программы. В приоритете должны быть бизнес-проекты, где есть кооперационная составляющая, должный уровень национальных компетенций».
Проректор НИУ «Высшая школа экономики», директор Института государственного и муниципального управления Андрей Жулин представил исследование о перспективах создания евразийских компаний в рамках права ЕАЭС. Ранее проработать этот вопрос поручали главы правительств ЕАЭС на заседании Межправсовета.
«Основная цель создания евразийских компаний - поддержка промышленной кооперации между государствами ЕАЭС в отраслях обрабатывающей промышленности. По сути, дело в правовом статусе компаний, и главный эффект, который они получат, – устранение регуляторной дискриминации и издержек в рамках кооперационных проектов», - подчеркнул Андрей Жулин.
Снижение издержек предполагается обеспечивать за счет дальнейшего расширения свободы движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг по сравнению с базовым правовым режимом в ЕАЭС. При этом предлагается использовать такие инструменты, как возможность трансграничного перемещения компании и, соответственно, более либеральный режим перемещения ее активов и факторов производства, либеральное корпоративное регулирование, снятие налоговых ограничений.
Участники совещания высказали свои предложения по дальнейшей работе в этом направлении. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, член президиума Делового совета ЕАЭС Александр Шохин обратил внимание на то, что необходимо определить отрасли и виды деятельности.
«Речь должна идти не о создании компаний, а о придании статуса уже работающим наднациональным компаниям», - отметил Александр Шохин.
Директор департамента промышленной политики ЕЭК Николай Кушнарев проинформировали участников совещания о проработке механизмов финансирования промышленных кооперационных проектов в ЕАЭС.
«Инициатором этого вопроса является бизнес, который заинтересован в работе в части снижения стоимости средств для промышленной кооперации. Предлагается использовать субсидирование процентной ставки по кредитам, что является общемировой практикой поддержки промышлености», – отметил Николай Кушнарев.
По словам Михаила Мясниковича, Совет ЕЭК поддержал инициативы Комиссии по механизмам финансирования. Практическая реализация предложений потребует наделения Комиссии соответствующими полномочиями, а также разработки дополнительных нормативных актов в части описания механизмов и инструментов реализации.
Участники Консультативного совета обсудили перспективы восстановления логистических цепочек. Этому будет способствовать единая система таможенного транзита.
«Комиссия активно работает и в этом направлении. Проект Соглашения о единой системе таможенного транзита готовится по модели «5+». В дальнейшем она должна стать одним из трех компонентов транспортно-логистического мегапроекта, который мы обсудили с Генеральным секретарем ШОС на Саммите в Самарканде. Он будет включать в себя развитие конкретных международных транспортных коридоров, их цифровизацию на основе разрабатываемой Комиссией экосистемы и таможенный транзит с применением навигационных пломб», - заявил Михаил Мясникович.
Президент Кыргызского союза промышленников и предпринимателей, член президиума Делового совета ЕАЭС Данил Ибраев в свою очередь отметил, что, помимо формирования реестра транспортно-логистических проектов, необходимо переходить к конкретным вопросам реализации.
«Нам надо понять, какие есть узкие места, чтобы расшить их и сделать транспортные коридоры максимально эффективными», - сказал Данил Ибраев. Он также озвучил предложения по использованию потенциала электротранспорта в грузоперевозках.
Особое внимание было уделено совершенствованию взаимодействия ЕЭК с бизнес-сообществом стран ЕАЭС. Как подчеркнул министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бакытжан Сагинтаев, до сих пор эта работа велась блоками Комиссии достаточно разрозненно, в результате одни и те же вопросы обсуждались по несколько раз.
«Нужен системный подход, перезагрузка этой работы. С сегодняшнего дня «единым окном» по взаимодействию Комиссии с Деловым советом ЕАЭС станет департамент развития предпринимательской деятельности ЕЭК. Более того, за каждой страной будет закреплен специальный сотрудник», - отметил Бакытжан Сагинтаев.
Он также призвал Деловой совет ЕАЭС активизировать работу по формированию и представлению в Комиссию консолидированных позиций бизнес-сообществ в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов решений Комиссии и в дальнейшем – оценки фактического воздействия действующих решений Комиссии.
Кроме того, участники заседания обсудили ход выполнения Стратегии-2025 и предложения бизнеса в план по ее реализации, вопросы развития сотрудничества с деловым сообществом третьих стран, а также наработки Комиссии по формированию общего биржевого рынка товаров в ЕАЭС. По словам министра по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергея Глазьева, потребность в создании общего биржевого пространства ЕАЭС сейчас особенно очевидна.
«Первые имитационные торги рапсовым маслом на Белорусской товарной бирже прошли успешно, и сегодня российская сторона предлагает уже в этом году запустить торги двумя товарами на общем биржевом рынке. Мы считаем, что это вполне возможно», - сказал Сергей Глазьев.
Заместитель председателя правления «Белорусской универсальной товарной биржи» Ирина Наркевич добавила, что биржи ЕАЭС тесно взаимодействуют между собой.
«Мы поддерживаем предложение российского стороны о создании биржевого комитета для управления общим биржевым рынком товаров», - отметила Ирина Наркевич.
Представители Делового совета ЕАЭС высказали множество предложений по вопросам таможенного транзита и формирования евразийских транспортных коридоров, развития информационных ресурсов ЕАЭС, реализации молодежных инициатив и другим.