Десять лет существования Евразийского экономического союза доказали, что объединение представляет собой устойчивую структуру с большими перспективами дальнейшего развития. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия сумели продемонстрировать всем недоброжелателям свою способность находить решения по самым непростым вопросам экономического, а в последнее время и политического характера. Очередным подтверждением этого служит заседание Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), прошедшее в белорусском Несвиже 3-4 июня.
Необходимо напомнить, что основной функцией Межправсовета ЕАЭС является реализация и контроль исполнения решений Высшего Евразийского экономического совета, участниками которого являются президенты стран Союза. Причем заседания ЕМПС проводятся не реже двух раз в год, а предыдущее состоялось в феврале в Казахстане. Особенностью нынешнего мероприятия, которое было уже 39-м по счету, являлось то, что на него были приглашены премьер-министры Узбекистана и Кубы как представители стран-наблюдателей, а также глава правительства Азербайджана в качестве гостя. Определенную ложку дегтя, к сожалению, привнесла Армения, которая с учетом ее нынешнего критического отношения к евразийской интеграции направила на заседание вице-премьера. Впрочем, этот факт никоим образом не омрачил проведение мероприятия, а также не повлиял на его итоги.
В первый день участники ЕМПС еще до начала заседания в узком составе провели несколько часов вместе, возложив цветы к мемориалу «Курган Славы» под Минском, а также посетив индустриальный парк «Великий камень», где проходила выставка «Белагро – 2024» и была организована пленарная сессия «Продовольственная безопасность Евразийского экономического союза». Здесь министры сделали ряд важных заявлений, касавшихся продовольственной безопасности Союза, отметив, что на сегодня ЕАЭС, в отличие от многих других международных объединений, практически полностью обеспечивает себя продуктами питания.
Само же заседание было организовано в Несвиже в замке, некогда бывшем резиденцией князей Радзивиллов. Главными темами работы в течение двух дней были вопросы углубления евразийской экономической интеграции, в первую очередь транспортной инфраструктуры, таможенно-тарифного регулирования, а также цифровой и климатической повесток.
В ходе заседания в узком составе 3 июня стороны рассмотрели ряд отчетов за 2023 год, в том числе связанных с преодолением конкуренции на трансграничных рынках, изучили перспективы создания и развития транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве и ее сопряжения с китайской инициативой «Один пояс, один путь», а также обсудили реализацию плана цифровизации грузовых железнодорожных перевозок в ЕАЭС. В ходе мероприятия представители стран Союза много говорили об итогах 10-летней интеграции и дальнейших перспективах, отмечая при этом наличие ряда моментов, тормозящих развитие объединения.
Однако наиболее громкие заявления и предложения были озвучены на следующий день, когда в Несвиже прошло заседание ЕМПС в широком составе. Именно здесь стороны высказали свои точки зрения на то, как в дальнейшем должен развиваться Союз и на что всем необходимо обратить особое внимание, чтобы процесс евразийской интеграции не тормозился.
В частности, белорусский премьер-министр Роман Головченко обрисовал позицию Минска по каждому из запланированных к обсуждению вопросов, сделав особой акцент на некоторых из них. При этом выступление главы белорусского правительства в последующем перекликалось с заявлениями его коллег. Так, Р. Головченко отметил важность повышения продовольственной безопасности ЕАЭС и качества продукции АПК, а также необходимость государственной поддержки сельхозпроизводителей.
Он также выступил за решение вопроса о взаимном признании цифровой подписи, призвав «поставить в нем точку». Выступил Р. Головченко и за развитие биржевой торговли в объединении, а также призвал своих коллег усилить работу по «международному позиционированию Союза и созданию дополнительных условий для доступа товаров ЕАЭС на зарубежные рынки через заключение соглашений о создании зон свободной торговли с третьими странами». В целом же позиция Белоруссии на ЕМПС была абсолютно понятна и привычна: интеграция на просоветском пространстве должна быть ускорена, а вопросы, которые сегодня мешают этому, – решены.
Аналогичные заявления прозвучали и со стороны представителей остальных стран-участниц ЕАЭС. Так, глава правительства РФ Михаил Мишустин отметил не только успехи Союза, но и имеющиеся проблемы, полностью согласившись со своим белорусским коллегой. Кроме того, он отдельно обратил внимание на таможенное регулирование, где, по его мнению, необходимо облегчить процессы для продавцов и покупателей, в том числе посредством «зеленых коридоров», «одного окна» и электронного декларирования товаров. М. Мишустин также выступил за скорейшую цифровизацию всех процессов в ЕАЭС и согласился с необходимостью расширения сотрудничества на международной арене. Кроме того, он предложил создать единую систему таможенного транзита и общих правил для маркетплейсов.
Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов, в свою очередь, подчеркнул необходимость использования в работе Союза искусственного интеллекта и модернизации пунктов пропуска на евразийских границах. Он также высказался за скорейшую цифровизацию всех процессов в ЕАЭС, в первую очередь в сфере транспорта, фитосанитарных и ветеринарных мер, технического регулирования и интеграции систем прослеживаемости товаров. Актуальным вопросом О. Бектенов назвал и государственные закупки стран ЕАЭС, предложив скорректировать подходы к применению национального режима для стран-участниц объединения.
Выступая на заседании ЕМПС, глава правительства Киргизии Акылбек Жапаров не только рассказал о достижениях Союза и республики за последние годы, но и подчеркнул, что все решения в рамках ЕАЭС должны учитывать взаимную выгоду и особенности социально-экономического развития каждого государства объединения. В этой связи он отметил, что нельзя допустить, чтобы «углеродный» и «утилизационный» сборы, о которых сегодня много говорят в объединении, стали средствами неоправданной дискриминации и выполняли фискальные функции. По его мнению, в центре приоритетов должно стоять стимулирование внутреннего производства и потребления через усиление мер поддержки промышленной кооперации и устранение барьеров внутри Союза. А. Жапаров также призвал развивать транспортно-логистические пути и выступил с предложением снизить цены на авиабилеты внутри ЕАЭС.
Представитель Армении вице-премьер Мгер Григорян в своем выступлении сделал акцент на несколько иные вопросы, чем остальные участники заседания. Он указал на позитивные экономические показатели, с которыми ЕАЭС подошел к своему первому десятилетию, но отметил, что достижение поставленных перед объединением целей в виде единого рынка зависит «не столько от объемных показателей взаимной торговли членов ЕАЭС, сколько от ее качественных характеристик». В этой связи он подчеркнул важность скорейшего решения проблемы формирования общих энергетических рынков, а также призвал усилить продовольственную безопасность ЕАЭС путем устранения транспортно-логистических барьеров.
Выступления присутствовавших на заседании представителей Азербайджана, Кубы и Узбекистана в целом были направлены на подтверждение позитивного восприятия этими странами своего сотрудничества с ЕАЭС. Это, свою очередь, было воспринято как очередное доказательство серьезного потенциала выхода сообщества за пределы евразийского пространства. Более того, 4 июня стало известно, что количество наблюдателей при объединении вскоре может увеличиться. Как сообщил глава Коллегии ЕЭК Бакытжан Сагинтаев, 27 мая комиссией была получена нота Ирана, в которой Тегеран выразил свою заинтересованность в получении статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. Нота может быть рассмотрена уже в конце декабря текущего года.
Как показали итоги заседания, по всем запланированным к рассмотрению 12 вопросам стороны высказали свои соображения, которые в последующем должны будут вылиться в конкретные решения. Кроме того, участники мероприятия одобрили годовой отчет ЕЭК о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них, отчет о мониторинге проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК в 2023 году, а также заслушали доклад за прошлый год о создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях ЕАЭС в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг».
Также стало известно, что в Союзе заработал единый механизм оценки фактического воздействия принятых решений, в рамках которого оцениваться теперь будут не только решения комиссии, но и проекты международных договоров. Стороны также подтвердили дальнейшую реализацию мероприятий Комплексного плана по развитию евразийских транспортных коридоров и плана по цифровизации железнодорожных грузоперевозок, в рамках которого уже дорабатывается проект договоренностей между Россией и Китаем. Все это, а также отсутствие каких-либо серьезных разногласий среди участников заседания и наблюдателей свидетельствует о том, что два дня в Белоруссии стороны потратили не впустую.
Следующее заседание ЕСМП, которое состоится в конце сентября – начале октября в Ереване, покажет, как на практике реализуется все то, о чем говорилось на нынешнем Межправсовете.
Необходимо напомнить, что основной функцией Межправсовета ЕАЭС является реализация и контроль исполнения решений Высшего Евразийского экономического совета, участниками которого являются президенты стран Союза. Причем заседания ЕМПС проводятся не реже двух раз в год, а предыдущее состоялось в феврале в Казахстане. Особенностью нынешнего мероприятия, которое было уже 39-м по счету, являлось то, что на него были приглашены премьер-министры Узбекистана и Кубы как представители стран-наблюдателей, а также глава правительства Азербайджана в качестве гостя. Определенную ложку дегтя, к сожалению, привнесла Армения, которая с учетом ее нынешнего критического отношения к евразийской интеграции направила на заседание вице-премьера. Впрочем, этот факт никоим образом не омрачил проведение мероприятия, а также не повлиял на его итоги.
В первый день участники ЕМПС еще до начала заседания в узком составе провели несколько часов вместе, возложив цветы к мемориалу «Курган Славы» под Минском, а также посетив индустриальный парк «Великий камень», где проходила выставка «Белагро – 2024» и была организована пленарная сессия «Продовольственная безопасность Евразийского экономического союза». Здесь министры сделали ряд важных заявлений, касавшихся продовольственной безопасности Союза, отметив, что на сегодня ЕАЭС, в отличие от многих других международных объединений, практически полностью обеспечивает себя продуктами питания.
Само же заседание было организовано в Несвиже в замке, некогда бывшем резиденцией князей Радзивиллов. Главными темами работы в течение двух дней были вопросы углубления евразийской экономической интеграции, в первую очередь транспортной инфраструктуры, таможенно-тарифного регулирования, а также цифровой и климатической повесток.
В ходе заседания в узком составе 3 июня стороны рассмотрели ряд отчетов за 2023 год, в том числе связанных с преодолением конкуренции на трансграничных рынках, изучили перспективы создания и развития транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве и ее сопряжения с китайской инициативой «Один пояс, один путь», а также обсудили реализацию плана цифровизации грузовых железнодорожных перевозок в ЕАЭС. В ходе мероприятия представители стран Союза много говорили об итогах 10-летней интеграции и дальнейших перспективах, отмечая при этом наличие ряда моментов, тормозящих развитие объединения.
Однако наиболее громкие заявления и предложения были озвучены на следующий день, когда в Несвиже прошло заседание ЕМПС в широком составе. Именно здесь стороны высказали свои точки зрения на то, как в дальнейшем должен развиваться Союз и на что всем необходимо обратить особое внимание, чтобы процесс евразийской интеграции не тормозился.
В частности, белорусский премьер-министр Роман Головченко обрисовал позицию Минска по каждому из запланированных к обсуждению вопросов, сделав особой акцент на некоторых из них. При этом выступление главы белорусского правительства в последующем перекликалось с заявлениями его коллег. Так, Р. Головченко отметил важность повышения продовольственной безопасности ЕАЭС и качества продукции АПК, а также необходимость государственной поддержки сельхозпроизводителей.
Он также выступил за решение вопроса о взаимном признании цифровой подписи, призвав «поставить в нем точку». Выступил Р. Головченко и за развитие биржевой торговли в объединении, а также призвал своих коллег усилить работу по «международному позиционированию Союза и созданию дополнительных условий для доступа товаров ЕАЭС на зарубежные рынки через заключение соглашений о создании зон свободной торговли с третьими странами». В целом же позиция Белоруссии на ЕМПС была абсолютно понятна и привычна: интеграция на просоветском пространстве должна быть ускорена, а вопросы, которые сегодня мешают этому, – решены.
Аналогичные заявления прозвучали и со стороны представителей остальных стран-участниц ЕАЭС. Так, глава правительства РФ Михаил Мишустин отметил не только успехи Союза, но и имеющиеся проблемы, полностью согласившись со своим белорусским коллегой. Кроме того, он отдельно обратил внимание на таможенное регулирование, где, по его мнению, необходимо облегчить процессы для продавцов и покупателей, в том числе посредством «зеленых коридоров», «одного окна» и электронного декларирования товаров. М. Мишустин также выступил за скорейшую цифровизацию всех процессов в ЕАЭС и согласился с необходимостью расширения сотрудничества на международной арене. Кроме того, он предложил создать единую систему таможенного транзита и общих правил для маркетплейсов.
Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов, в свою очередь, подчеркнул необходимость использования в работе Союза искусственного интеллекта и модернизации пунктов пропуска на евразийских границах. Он также высказался за скорейшую цифровизацию всех процессов в ЕАЭС, в первую очередь в сфере транспорта, фитосанитарных и ветеринарных мер, технического регулирования и интеграции систем прослеживаемости товаров. Актуальным вопросом О. Бектенов назвал и государственные закупки стран ЕАЭС, предложив скорректировать подходы к применению национального режима для стран-участниц объединения.
Выступая на заседании ЕМПС, глава правительства Киргизии Акылбек Жапаров не только рассказал о достижениях Союза и республики за последние годы, но и подчеркнул, что все решения в рамках ЕАЭС должны учитывать взаимную выгоду и особенности социально-экономического развития каждого государства объединения. В этой связи он отметил, что нельзя допустить, чтобы «углеродный» и «утилизационный» сборы, о которых сегодня много говорят в объединении, стали средствами неоправданной дискриминации и выполняли фискальные функции. По его мнению, в центре приоритетов должно стоять стимулирование внутреннего производства и потребления через усиление мер поддержки промышленной кооперации и устранение барьеров внутри Союза. А. Жапаров также призвал развивать транспортно-логистические пути и выступил с предложением снизить цены на авиабилеты внутри ЕАЭС.
Представитель Армении вице-премьер Мгер Григорян в своем выступлении сделал акцент на несколько иные вопросы, чем остальные участники заседания. Он указал на позитивные экономические показатели, с которыми ЕАЭС подошел к своему первому десятилетию, но отметил, что достижение поставленных перед объединением целей в виде единого рынка зависит «не столько от объемных показателей взаимной торговли членов ЕАЭС, сколько от ее качественных характеристик». В этой связи он подчеркнул важность скорейшего решения проблемы формирования общих энергетических рынков, а также призвал усилить продовольственную безопасность ЕАЭС путем устранения транспортно-логистических барьеров.
Выступления присутствовавших на заседании представителей Азербайджана, Кубы и Узбекистана в целом были направлены на подтверждение позитивного восприятия этими странами своего сотрудничества с ЕАЭС. Это, свою очередь, было воспринято как очередное доказательство серьезного потенциала выхода сообщества за пределы евразийского пространства. Более того, 4 июня стало известно, что количество наблюдателей при объединении вскоре может увеличиться. Как сообщил глава Коллегии ЕЭК Бакытжан Сагинтаев, 27 мая комиссией была получена нота Ирана, в которой Тегеран выразил свою заинтересованность в получении статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. Нота может быть рассмотрена уже в конце декабря текущего года.
Как показали итоги заседания, по всем запланированным к рассмотрению 12 вопросам стороны высказали свои соображения, которые в последующем должны будут вылиться в конкретные решения. Кроме того, участники мероприятия одобрили годовой отчет ЕЭК о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них, отчет о мониторинге проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК в 2023 году, а также заслушали доклад за прошлый год о создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях ЕАЭС в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг».
Также стало известно, что в Союзе заработал единый механизм оценки фактического воздействия принятых решений, в рамках которого оцениваться теперь будут не только решения комиссии, но и проекты международных договоров. Стороны также подтвердили дальнейшую реализацию мероприятий Комплексного плана по развитию евразийских транспортных коридоров и плана по цифровизации железнодорожных грузоперевозок, в рамках которого уже дорабатывается проект договоренностей между Россией и Китаем. Все это, а также отсутствие каких-либо серьезных разногласий среди участников заседания и наблюдателей свидетельствует о том, что два дня в Белоруссии стороны потратили не впустую.
Следующее заседание ЕСМП, которое состоится в конце сентября – начале октября в Ереване, покажет, как на практике реализуется все то, о чем говорилось на нынешнем Межправсовете.