Аналитика

У ЕАЭС появился реальный шанс не встраиваться в мировую экономическую повестку, а самому инициировать и внедрять изменения

На прошлой неделе в курортном армянском городе Цахквадзор прошло внеочередное заседание Евразийского межправительственного совета. Его члены обсудили вопросы углубления интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и стратегические векторы развития союза на среднесрочную и долгосрочную перспективы. По мнению белорусской стороны, оптимальной стратегией интеграционного развития ЕАЭС до 2030 и 2045 годов является сочетание опережающего развития внутреннего потенциала союза с формированием нового уровня отношений с дружественными странами и крупными региональными интеграционными объединениями. Результатом должен стать абсолютно новый качественный уровень функционирования ЕАЭС и его новое место на экономической карте мира. Как решить эти задачи — обсудили с аналитиком Белорусского института стратегических исследований, кандидатом исторических наук Ольгой Лазоркиной.
Для начала отметим, что история создания и становления Евразийского экономического союза неразрывно связана с преодолением глобальных экономических кризисов, а также внешних и внутренних вызовов. С большинством из них союз успешно справился, что однозначно говорит о его состоятельности как интеграционного объединения. Серьезным экзаменом для ЕАЭС стал 2020 год, в котором все столкнулись с пандемией COVID-19, повлекшей глобальные экономические последствия. Мировая экономика тогда сократилась на 3,1 процента.
Вместе с тем государствам — членам ЕАЭС по сравнению с другими регионами мира удалось преодолеть резкое падение экономической активности и довольно быстро выйти на восстановительный рост. Это стало возможным благодаря сформированным на наднациональном уровне интеграционным преимуществам, подчеркивает аналитик БИСИ Ольга Лазоркина:
— Сегодня ЕАЭС — это формат, который уже сложился. И это не рефлексия на какие-то события. Он имеет институциональную базу, и, что более важно, это комплексная концепция экономического взаимодействия и стратегия развития. Второй момент: ЕАЭС — это интеграционная структура, которая отвечает ключевым интересам стран «пятерки». И более того, она отражает экономические реалии дальнейшего развития стран ЕАЭС. Третий по значимости сегмент — это текущие условия. И смещение экономического центра тяжести на Восток. И союз в сегодняшних условиях находится в эпицентре изменений. Поэтому так важно наличие базы экономической и сотрудничества в целом для того, чтобы можно было говорить о перспективах. У ЕАЭС на сегодняшний день появился реальный шанс не встраиваться в мировую экономическую повестку, а самому инициировать и внедрять изменения.
Следует признать, что евразийская интеграция является необходимой точкой опоры для государств — членов союза. Во-первых, ЕАЭС — это огромный внутренний рынок на 184 миллиона человек, функционирующий по единым правилам. Речь идет о полноформатной экономической интеграции. Это позволяет экономикам работать по полному циклу, что нивелирует негативные эффекты от внешнего давления и является внутренним источником развития.
— Что касается эффективности, то она измеряется по разным критериям. И основной — экономический. Если обратиться к цифрам статистики, то они говорят о том, что с 2016 по 2021 год рост реального ВВП стран союза составил 9,1 процента.
И все страны признают, что интеграция дает положительный эффект, — акцентировала аналитик. — Экономики стран Евразийского экономического союза сохраняют позитивные тенденции и в этом году.
«Беларусь является лидером по темпам роста промпроизводства среди стран ЕАЭС. При этом выпускаемая продукция идет на прилавки. Кроме того, следует обратить внимание на документы, принятые в сфере единого рынка труда. Они беспрецедентные. Ведь неприменение квот и разрешений на работу, реализация пенсионных прав имеют исключительно важное значение для стран «пятерки».
Безусловно, современный динамично меняющийся мир требует гораздо большей гибкости и мобильности, инновационных подходов и идей. Определенные подходы были заложены в Стратегии-2025, принятие которой главами государств — членов ЕАЭС стало своевременным и дальновидным шагом. Она включает около 330 мер и механизмов. Ее выполнение предусматривает разработку и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативных правовых актов ЕАЭС, внесение примерно 25 изменений и дополнений в Договор о союзе, а также изменений в национальные законодательства государств ЕАЭС. Реализация стратегии позволит обеспечить опережающее развитие экономик государств за счет роста инвестиционной и инновационной активности, формирования гибких механизмов содействия росту и занятости.
Эксперты отмечают, что принятие Стратегии — это одновременно и баланс интересов, и олицетворение политической воли глав государств союза на углубление интеграции. Именно к 2025 году должны быть реализованы амбициозные цели по созданию общего энергетического и финансового рынков союза. На новом этапе необходимо достижение национальных интересов и союзных целей в комплексе, это запрос государств-членов и объективная реальность.
Актуальными остаются вопросы создания условий беспрепятственного перемещения граждан государств-членов в рамках союза, их доступа к услугам медицинской помощи, осуществление денежных переводов между физическими лицами — резидентами государств-членов. Создание сбалансированной финансовой системы ЕАЭС, не в ущерб национальному суверенитету государств-членов, предполагает переход к расчетам и ценообразованию на товары и услуги во взаимной торговле в национальных валютах. Данная система может быть основана на международной расчетной денежной единице и предполагать формирование собственной системы экономических оценок.
— Когда мы говорим о союзе, мы не должны забывать о том, что в нем пять стран со своими национальными интересами. И они во многих направлениях разнятся, — отмечает Ольга Лазоркина. — А что касается направлений, на которых следует сосредоточить усилия в ЕАЭС, — их 11 и они отражены в Стратегии-2025. В целом они соответствуют запросам времени. Но текущая ситуация требует смены приоритетов. Прежде всего это финансовая сфера. Формирование единого финансового рынка — это одно из направлений, по которому страны работают достаточно успешно. Оперативно нужно решать две задачи. Это снижение зависимости от доллара и расширение расчетов в национальных валютах. И вторая задача наиболее эффективно выполняется в рамках двусторонних отношений Беларуси и России. Но в перспективе для того, чтобы союз стабильно развивался, нужно двигаться в направлении создания резервной валюты ЕАЭС.
Кроме того, по мнению Ольги Лазоркиной, важно развивать транспортно-логистическую инфраструктуру — речь должна идти о ее трансформации:
— Мы с 2020 года наблюдаем переформатирование цепочек поставок. И санкционная политика, которая в отношении Беларуси и России развязана, по всей видимости, в ближайшее время не ослабнет. Поэтому важно активно развивать, например, транспортный коридор «Север — Юг». При этом еще важно встроиться в цепочки добавленной стоимости. И здесь как нельзя кстати придется белорусский проект, который мы на протяжении всего существования ЕАЭС озвучивали, — это промышленная кооперация. Это создание высокотехнологичных продуктов, которые будут нишевыми для мировой экономики и наших партнеров.
Что касается перспектив ЕАЭС, то оценки очень разные. И у высших должностных лиц, и у экспертов.
— Но я думаю, что они будут зависеть от того, насколько оперативно мы сможем реагировать на изменения, которые происходят в регионе и мировой экономике, и насколько эффективно решим поставленные задачи. 2024—2025 годы будут знаковыми для ЕАЭС. Сумеем мы это сделать или нет — от этого и будет зависеть дальнейшее развитие союза. Важна еще договороспособность стран «пятерки». В этом вопросе Беларусь занимает лидирующие позиции. Мы умеем договариваться по любым вопросам и показываем образец, как можно и нужно вести переговоры для общего блага, а не только для себя, — резюмировала аналитик БИСИ.

Источник: Аналитик БИСИ — о перспективах развития ЕАЭС (sb.by) (https://www.sb.by/articles/zadat-vektor-integratsii.html)
Made on
Tilda