Экономические взаимоотношения России-ЕАЭС со странами Африки обретают контуры бессрочного партнерства, включающего развитие взаиморасчетов в национальных валютах, более широкое использование бартерных взаимосвязей («товар в обмен на товар»), привлечение производственных инвестиций из региона ЕАЭС. Плюс к тому почти все страны Африки издавна пользуются правом беспошлинного экспорта в страны Союза, аналогичные льготы в Африке получают страны ЕАЭС.
В свою очередь, эти факторы позволяют ускорить формирование зон свободной торговли как с отдельными африканскими странами, так и с их экономическими объединениями. Тем более что вся Африка не участвует в экономических санкциях коллективного Запада против РФ и Белоруссии. Этому способствует и традиционный отказ России и других стран ЕАЭС – в отличие от США и бывших колониальных держав Европы – от политических условий в экономическом сотрудничестве с африканскими странами.
Означенные и смежные тенденции были обозначены в ходе межминистерской конференции форума «Россия–Африка», состоявшейся в середине ноября в Сочи.
Объём торговли РФ со странами Африки продолжает стабильно расти. В 2023-м товарооборот увеличился почти на 37% в сравнении с 2022-м до 24,5 млрд долл. А по последним официальным данным торговой статистики РФ, за январь-август с. г. российско-африканский товарооборот возрос еще почти на 20% – до 18,6 млрд долл. По оценке замминистра экономического развития Дмитрия Вольвача, к 2030 г. ожидается двукратное увеличение объёмов взаимной торговли в сравнении с уровнем 2024 г. Относительно других стран ЕАЭС, их общий товарооборот со странами Африки возрос с 2022 г. по сентябрь 2024 г. почти наполовину, доля Белоруссии превышает 75%. Причем белорусский экспорт за январь-октябрь вырос рекордно – почти вчетверо.
Замминистра РФ пояснил, что увеличение товарооборота между Россией и Африкой с 2022 г. произошло в основном за счет роста российского экспорта (более чем на 40%), в то время как увеличение импорта из стран Африки пока существенно меньше – около 10%. При этом до 90% российского экспорта в Африку составили нефть и нефтепродукты, пшеница, химудобрения, металлоизделия. Импорт же из Африки в основном представлен агропродукцией: фруктами, какао, кофе и орехами.
В торговых связях с Африкой других стран ЕАЭС тоже преобладает их экспорт – промышленных изделий и зерновых. Так, в белорусском экспорте доля промышленных изделий превышает 90%.
По данным Д. Вольвача, стороны проводят активную работу по увеличению закупок в странах Африки, чтобы сократить экспортно-импортную диспропорцию. Это «улучшит условия и для транспортно-логистических компаний, которые в настоящее время перевозят преимущественно в одном (экспортном. – Ред.) направлении». В этой связи предусмотрено увеличение закупок в африканских странах некоторых видов руд цветных металлов (бокситы, медь, титан, олово), марганцевой руды, текстильного сырья (хлопок, шерсть, сизаль-африканский лён) и готовых изделий, рыбопродуктов сырьевого сегмента.
Доля же бартерной торговли между ЕАЭС и странами Африки уже превысила 25% и, по многим оценкам, к концу 2020-х увеличится до 30-35%. Бартерные операции, что отмечалось на конференции, ускоряют взаиморасчеты, стабилизируют цены взаимных поставок. Это, в свою очередь, минимизирует влияние мировой товарной конъюнктуры на цены взаимопоставок, тем более что западные торговые корпорации пока имеют решающее влияние на общемировые ценовые тренды. А нацелены они, прежде всего, на выгодные для Запада цены на разнообразное сырье и промышленную продукцию.
Отметим также, что РФ и другие страны ЕАЭС по-прежнему используют торговый флот под «удобными» флагами Либерии и некоторых других стран Африки: это позволяет обходить западные санкции против РФ – Белоруссии и сокращать расходы на фрахт торговых судов.
Касательно зон свободной торговли РФ-ЕАЭС с Африкой, то они планируются, по данным конференции, с Египтом, Тунисом, Экономическим сообществом Центральной Африки (11 стран) к 2026-27 годам. По мнению главы этого сообщества Жилберту Вериссимо, интеграционный опыт ЕАЭС «вызывает у нас растущий практический интерес».
К настоящему времени работают 18 межправкомисcий (МПК) РФ со странами Африки. В разработке – соглашения по МПК с Сенегалом, Камеруном, Руандой и Кот-д’Ивуаром.
Что касается инвестиционного партнерства, Минэкономразвития РФ готовит проекты соглашений с рядом африканских стран о поощрении и взаимной защите инвестиций. Уже заключены или продолжают действовать такие соглашения с Анголой, Египтом, Зимбабве, Ливией, Экваториальной Гвинеей и ЮАР; планируются в 2025 г. – с Конго (Браззавиль) и Марокко. В общем объеме зарубежных инвестиций в Африку (исключая островные африканские территории Франции и Великобритании) к началу 2030-х годов доля российских прогнозируется около 15%. Что примерно в полтора раза выше, чем на рубеже 2010–2020-х г.
В начале декабря вице-премьер РФ Алексей Оверчук анонсировал создание в ближайшие месяцы фонда финансовой поддержки российских инвестиций в Африке с базовым объемом в 2 млрд долл. Он уточнил, что фонд начнет работать в 2025-м, «содействуя российским компаниям, заинтересованным в инвестировании в проекты в энергетике, транспорте и логистике, добыче полезных ископаемых на Африканском континенте». Другие подробности по этому фонду официально пока не сообщены, но его создание вполне созвучно оценкам межминистерского форума.
Из общего объема инвествложений Союза в африканские страны доля стран ЕАЭС, кроме России, пока не превышает 10%. А в этом показателе доля белорусских не менее 95%. То есть доля Армении, Казахстана и Кыргызстана минимальна, что нормальным назвать невозможно.
Касательно взаиморасчетов в нацвалютах, пока их доля не достигает 15%. Для роста этого показателя нужно в первую очередь существенно увеличить объем взаимной торговли. Также требуется прямая (не через западные валюты) взаимная конвертация нацвалют, но это пока проблематично, поскольку, как отмечалось и на форуме «Африка зовёт» (Москва, август с. г.), африканские-межафриканские платежные системы издавна сориентированы на банковские структуры ЕС. Впрочем, постепенно внедряются взаиморасчеты в нацвалютах с Египтом, ЮАР, Конго (Киншаса), Мали, Нигером, Ганой, Гвиней, Угандой; то же запланировано с 2025 г. с Камеруном и Эфиопией.
Заметим в этой связи, что на полях конференции состоялась встреча министра ЕЭК Эльдара Алишерова с вице-президентом Африканского экспортно-импортного банка Джорджем Эломби. Стороны договорились в том числе проработать схемы увеличения взаиморасчетов в нацвалютах между ЕАЭС и странами Африки.
По мнению замминистра иностранных дел Либерии Ибрагима Аль-Бакри Ниэема, «комплексное экономическое сотрудничество с Россией-ЕАЭС отвечает стратегическим интересам Либерии и других стран Африки». Поэтому нужно, по его мнению, «активнее использовать действующие и развивать новые формы взаимовыгодного партнерства». Схожее мнение в ходе и на полях форума высказали, например, замглавы Комиссии Африканского союза Моника Нсанзабаганва, постоянный секретарь Замбии по особым поручениям Патрик Мучелека, глава МИД Марокко Насер Бурита, министры иностранных дел Нигера, Эфиопии, Мавритании, Камеруна.
Соответственно, в итоговой декларации конференции отмечено, что РФ и Африка «заявляют о своей готовности и впредь координировать действия по всем направлениям российско-африканских отношений в рамках Форума партнерства Россия-Африка, руководствуясь общими интересами наших стран и взаимной выгодой. Россия признаёт усилия, предпринятые на Африканском континенте в интересах ускорения интеграции регионов континента и содействия экономическому его развитию».