Аналитика

Единая промышленная политика РБ и РФ – реальный шаг по пути интеграции

Процесс развития Союзного государства Белоруссии и России не может идти без создания серьезной материально-производственной и технологической базы. Именно поэтому еще в конце прошлого столетия Минск и Москва, подписывая союзный договор и сопутствующие ему документы, заявляли о необходимости формирования единой промышленной политики.

Вместе с тем только развернувшееся беспрецедентное санкционное давление стран Запада на обе наши страны оказалось тем триггером, который подтолкнул их к практической реализации всего того, что обсуждалось многие годы. Итогом этого сегодня стало ускорение кооперации промышленности двух стран, а с ним и появление нового механизма реализации единой промышленной политики СГ, который призван решить все предыдущие проблемы и создать основу для дальнейшего развития как национальных, так и общесоюзной экономик.

Вопросы промышленной политики в документах Союзного государства неоднократно поднимались на всем протяжении существования объединения. Например, в октябре 2014 г. был рассмотрен проект плана мероприятий по формированию и реализации единой структурной промышленной политики в рамках СГ, когда изучалась возможность создания совместных конкурентоспособных компаний в машиностроении, нефтехимии, волоконной отрасли, микроэлектронике, фармацевтике и т. д. Однако каждый раз сторонам не хватало усилий, а порой и откровенного желания для перехода к практической реализации договоренностей.

Долгие годы Минску и Москве не удавалось выработать согласованную промышленную политику, основанную на общем понимании ее содержания и задач. Проблемы усугублялись еще и тем, что на государственном уровне данным вопросом занимались только в Белоруссии, в то время как в России ранее многие отвергали даже сам этот термин, считая, что не стоит вмешиваться в рыночные отношения, и уповая на сверхприбыли от торговли энергоресурсами. Только провозглашенный в 2011 году Владимиром Путиным курс на новую индустриализацию страны изменил ситуацию, хотя процесс развития промышленной политики в РФ оказался крайне сложным, что отразилось и на ситуации в СГ.

Разность в подходах управления экономикой, ряд политических противоречий, а также нежелание чиновников брать на себя инициативу в конечном счете не позволяло двум странам вести скоординированную промышленную политику, из-за чего страдали обе стороны. Белорусские и российские предприятия, по сути, работали в одной и той же ценовой нише и конкурировали друг с другом на одном рынке, что вело к лишним потерям, нежеланию создавать крупные совместные предприятия, формированию административных барьеров на пути доступа на рынки двух стран, а также дублированию производств и многому другому.

В конечном счете все это не позволяло производителям Белоруссии и России не только сотрудничать и развивать собственные компетенции, но и превращало их в жестких и непримиримых конкурентов. Поэтому ранее Минск и Москва так и не смогли реализовать знаменитые 5 интеграционных проектов в СГ, которые в реальности должны были принести обоюдную выгоду.

Ситуация, которая начала разворачиваться вокруг Белоруссии с 2020 года, а затем и начало СВО на Украине изменили в белорусско-российских отношениях все. Первым и наиболее серьезным шагом стало утверждение осенью 2021 года 28 союзных программ по интеграции, среди которых значительная часть уделялась вопросам экономики, в том числе и промышлености. В ноябре 2021 года декретом Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства в рамках Основных направлений реализации положений Договора о создании СГ на 2021–2023 годы была определена программа по формированию единой промышленной политики, что стало правовой основой для дальнейшего развития двух стран в данном направлении, которое сегодня выходит на финишную прямую.

В частности, в рамках реализации подписанных ранее документов в декабре 2022 года вступило в силу соглашение о признании технологических операций, которое должно обеспечить перевод промышленных предприятий на общие стандарты, а также помочь в создании совместных компетенций и сформировать условия для свободного выхода на рынки двух стран. Кроме того, Белоруссия и Россия смогли решить ряд проблем, касающихся доступа к участию в государственных закупках, а также подписать соглашение в области микроэлектроники.

Однако наиболее значимым событием все же можно считать подписание 15 февраля 2023 года в Москве межправительственного Соглашения о единой промышленной политике. В апреле стало известно, что стороны уже приступили к выработке механизмов реализации данного соглашения, что должно привести к «обеспечению скоординированной работы отраслей промышленности двух стран».

По официальной информации, Соглашение и все последующие действия Минска и Москвы в данной сфере должны способствовать максимальному «вовлечению в кооперационный процесс промышленных предприятий государств-членов союза в целях повышения импортонезависимости и обеспечения технологического суверенитета Союзного государства». Кроме того, планируется выработать «эффективные механизмы финансирования и реализации таких кооперационных проектов», а также усилить научно-техническое сотрудничество. Все это в конечном счете должно привести к созданию «единого промышленного пространства и объединение материального и интеллектуального потенциалов промышленных предприятий». И, как было заявлено на недавней встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина в Москве, сегодня формирование единой промышленной политики Белоруссии и России уже «идет полным ходом», а «работа приносит конкретный, ощутимый результат».

За столь громкими и, на первый взгляд, общими и сложными фразами о единой промышленной политике кроются довольно простые и вполне достижимые задачи: повысить эффективность и конкурентоспособность продукции Белоруссии и России на внутреннем и внешнем рынках, а также решить главную проблему двух стран в условиях санкционного давления, связанную с импортозамещением. Именно последнее в настоящее время является главным стимулом для развития совместных производств в СГ, чего ранее стороны опасались делать по самым различным причинам.

Сегодня иного выбора у наших двух стран попросту нет. Именно поэтому Минск и Москва в ускоренном темпе начали расширять производственно-технологическую кооперацию, создавать совместные структуры и реализовывать различные производственные и научно-технические программы. Как считают эксперты, подписание Соглашения о единой промполитике создало дополнительные возможности для поддержки значимых проектов в рамках Союзного государства, упростило развитие производственной кооперации, обеспечило возможность взаимного финансирования проектов, а также стало стимулом к развитию новых видов конкурентоспособной продукции.

Вместе с тем стоит понимать, что Минск и Москва вели работу по формированию единой промышленной политики и до подписания соответствующих документов, а само соглашение лишь придало юридический статус происходящему на практике. В частности, одним из ярких примеров скоординированных действий стало появление в 2022 году на территории РФ девяти совместных сборочных производств, например производство тракторов МТЗ в Краснодарском крае и трамваев «МиНиН» в Нижегородской области. Важными стали и совместное решение вопроса по замене американских двигателей на российские для белорусских самосвалов БелАЗ, а также договоренность о производстве в Белоруссии и России унифицированных узлов и компонентов для МАЗа и КамАЗа. Страны также начали активно сотрудничать в сфере производства, ремонта и модернизации авиатехники, а также финансируют различные совместные проекты в машиностроении, деревообрабатывающей промышленности и пр.

Более того, Минск и Москва смогли договориться и о создании импортозамещающих интеграционных проектов, 16 из которых уже одобрены российской стороной для финансирования. Подписали страны и дорожные карты, предусматривающие взаимодополняемость промышленных предприятий, чтобы исключить ненужное дублирование производств. Все это уже привело к тому, что только за прошлый год и только в рамках замещения критического импорта страны сумели наторговать друг с другом на $43,4 млрд (по данным Минска, сумма еще больше – $50 млрд), закрыв позиции по более чем двум десяткам направлений. И, по всей видимости, после принятия Соглашения о единой промышленной политике, а также дальнейших шагов по его практической реализации суммы будут только увеличиваться.

В конечном счет развитие совместных промышленных производств и компетенций, о которых Минск и Москва говорили не один десяток лет, можно считать настоящим прорывом в экономическом развитии Союзного государства. По мнению большинства аналитиков, этот шаг придаст дополнительный импульс интеграции и создаст основу для более активного сотрудничества на уровне различных отраслей.

Более того, можно будет ожидать решения проблем с поставкой комплектующих, повышения качества белорусского и российского оборудования, снижения затрат на логистику, а также превращения предприятий двух стран из конкурентов в партнеры. Итогом должно стать ускорение импортозамещения, а также создание продукции под брендом Союзного государства, которая может стать востребованной и на рынках третьих стран.
Made on
Tilda