Два года назад России пришлось принять как данность отключение от международной системы расчётов SWIFT. Но именно этим нам угрожали ещё задолго до СВО. При этом мало кто вспоминал тот факт, что сама по себе эта система в большей мере информационная, а не сугубо расчётная и по определению не может быть монопольной. Угрозы стали реальностью весной 2022 г.
Но и до сих пор отключение носит лишь частичный характер, и блокированы только российские и белорусские банки, которые, по мнению западных стран, непосредственно связаны с государственными структурами и финансированием военных действий.
Однако Россия подготовилась к отключению от международной системы информации о банковских транзакциях SWIFT ещё до начала спецоперации на Украине. В ином случае финансовый коллапс действительно мог оказаться опасным, а для ряда российских (и не только) банков – просто смертельным. Теперь, спустя два года работы в условиях санкций и полусанкций, стало очевидно, что без системы расчётов – новой и независимой от западного давления – просто не обойтись. По крайней мере, в рамках России и ЕАЭС.
Перспективы использования автономной системы на евразийском пространстве не могут не впечатлять. Адекватным, хотя и не сказать, что асимметричным ответом ЕАЭС, поддержанным странами БРИКС и рядом других развивающихся экономик, стала российская разработка СПФС, совместимая со стандартом SWIFT и распространяемая на страны ЕАЭС/СНГ и дружественные страны дальнего зарубежья.
У банковского комитета США уже был «опыт» решения внешнеполитических вопросов именно таким образом – через отключение от SWIFT. Так, в 2012 году из Вашингтона пригрозили SWIFT санкциями, если от системы не будут отключены основные банки Ирана. SWIFT выполнила требования и блокировала большую часть иранской банковской системы, после чего Иран перешёл на латиноамериканскую платёжную систему SUCRE, совместно созданную в своё время Кубой, Эквадором, Боливией, Венесуэлой и Никарагуа.
Но использование системы SUCRE – не полный выход из положения для иранской экономики, поскольку далеко не все страны мира признают эту систему. Не в последнюю очередь поэтому довольно широко используется также европейский региональный аналог SWIFT – INSTEX. Также востребованы обходные пути, например через банки ОАЭ, Турции, Ирака, Египта, Гонконга.
При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что на практике ограничение доступа России и Беларуси к SWIFT оказалось менее жёстким, чем в случае с Ираном. Среди российских банков от системы отключили только Сбербанк, МКБ, Россельхозбанк, ВТБ, «Открытие», банк «Россия», Промсвязьбанк, Совкомбанк и Новикомбанк. Но «перекрытие кислорода» уже одному только Сбербанку, платёжные карты которого есть у большинства россиян, весьма болезненно для российской банковской системы. Также сложившаяся ситуация несёт угрозу для банковских систем стран ЕАЭС, тесно связанных при взаиморасчётах и денежных переводах с российской и белорусской.
Ситуация в масштабах ЕАЭС осложняется тем, что его члены пока, по признанию председателя правления ЕАБР Тиграна Саркисяна, «далеки от внедрения единого валютного пространства». Неофициальные точки зрения, особенно со стороны представителей оппозиций в странах ЕАЭС, могут быть более скептическими.
В России задолго до СВО, как только стали звучать первые голоса с Запада, грозившие отключением от системы SWIFT, стали разрабатывать альтернативные варианты транзакций со странами ЕАЭС. Первоначально рассматривался сценарий с использованием цифровых государственных валют, которые сейчас есть у всех членов объединения. Также как вариант предлагались расчёты в цифровых юанях через китайский банк, но они пока не получили широкого практического использования, это скорее пилотные проекты.
Более жизнеспособной оказалась российская Система передачи финансовых сообщений (СПФС), фактически являющаяся региональным аналогом SWIFT и работающая в совместимом с ним формате. Но пока в основном с этой системой работают только российские банки, которых на данный момент 384. Всего в СПФС зафиксировано к настоящему времени пока 130 подключенных нерезидентов.
Отнюдь не ради прихоти Центральный банк РФ уже с самого начала СВО и последовавших санкций планомерно ограничивал использование SWIFT при транзакциях внутри страны. Отсюда и такое довольно внушительное количество банков, подключившихся к российской СПФС. В конце концов руководство ЦБ запретило с 1 октября 2023 г. использование SWIFT при внутренних операциях.
При этом любые другие зарубежные аналоги, будь то китайские или иные, также запрещены к использованию, но тоже только при внутренней передаче финансовой информации. В трансграничных переводах использование системы SWIFT не запрещено. Но в российском регуляторе и ряде его аналогов в странах ЕАЭС, в первую очередь в союзной Беларуси, не скрывают, что вариант использования СПФС в обмене финансовой информацией между ними предпочтителен.
В частности, год назад вице-премьер РБ Игорь Петришенко на недавнем заседании Экономического совета СНГ в Москве предложил создать аналог SWIFT на базе Межгосбанка СНГ. При этом белорусский чиновник не указывал напрямую, что этот аналог будет создан на базе российской СПФС. В любом случае СПФС – это единственная из доступных банкам стран СНГ и ЕАЭС финансовая система, работающая в формате SWIFT.
Как известно, к 2025 году члены ЕАЭС планируют создать общий финансовый рынок пяти стран-членов, причём с возможным присоединением к нему, пусть только по части внешней торговли, банковской системы Ирана. Такая цель немыслима без внедрения в этих странах единого аналога SWIFT, чтобы избежать проблем при расчётах за пределами объединения.
В целом Россия и страны ЕАЭС пошли значительно дальше китайских, иранских, латиноамериканских и европейских аналогов, создав совместимый со SWIFT аналог. Очевидно также стремление интегрировать евразийский аналог SWIFT еще и со странами БРИКС, где в этом году председательствует Россия, а возможно, и с другими объединениями развивающихся экономик.
На недавнем совещании глав финансовых регуляторов стран БРИКС в Сан-Паулу этот вопрос обсуждался всерьёз. Пока предполагается, что интеграция финансовых информационных систем между странами ЕАЭС и странами БРИКС будет осуществляться в рамках платёжной цифровой платформы BRICS Bridge. Тем не менее интеграция России в эту платформу будет осуществляться при помощи СПФС, потому теоретически возможно приведение расчётов стран блоков БРИКС и ЕАЭС к стандарту SWIFT.
Соответствующая инициатива исходила от Евразийской экономической комиссии, которая сначала хотела создать единую международную систему наподобие VISA и Mastercard на основе национальных платежных систем ряда стран БРИКС и ЕАЭС. Но теперь имеет намерение создать полноценную альтернативу SWIFT.
Известно, что в Китае успешно действует система Cross-border Interbank Payment System, CIPS, к которой подключились некоторые российские банки. Однако при том, что она использует стандарт SWIFT, она, увы, использует и инфраструктуру SWIFT, последняя же не разрешает расчёты через эту систему в долларах и евро, требуя, чтобы они проходили через неё. Минуя SWIFT, возможны расчеты только в юанях. Видимо, это основная причина того, что объединение CIPS и СПФС на практике пока не состоялось.
Вероятнее всего, вопросы создания альтернативы SWIFT для развивающихся рынков, стремящихся к дедолларизации, будут обсуждаться более детально на саммите БРИКС+ осенью этого года в Казани.
Но и до сих пор отключение носит лишь частичный характер, и блокированы только российские и белорусские банки, которые, по мнению западных стран, непосредственно связаны с государственными структурами и финансированием военных действий.
Однако Россия подготовилась к отключению от международной системы информации о банковских транзакциях SWIFT ещё до начала спецоперации на Украине. В ином случае финансовый коллапс действительно мог оказаться опасным, а для ряда российских (и не только) банков – просто смертельным. Теперь, спустя два года работы в условиях санкций и полусанкций, стало очевидно, что без системы расчётов – новой и независимой от западного давления – просто не обойтись. По крайней мере, в рамках России и ЕАЭС.
Перспективы использования автономной системы на евразийском пространстве не могут не впечатлять. Адекватным, хотя и не сказать, что асимметричным ответом ЕАЭС, поддержанным странами БРИКС и рядом других развивающихся экономик, стала российская разработка СПФС, совместимая со стандартом SWIFT и распространяемая на страны ЕАЭС/СНГ и дружественные страны дальнего зарубежья.
У банковского комитета США уже был «опыт» решения внешнеполитических вопросов именно таким образом – через отключение от SWIFT. Так, в 2012 году из Вашингтона пригрозили SWIFT санкциями, если от системы не будут отключены основные банки Ирана. SWIFT выполнила требования и блокировала большую часть иранской банковской системы, после чего Иран перешёл на латиноамериканскую платёжную систему SUCRE, совместно созданную в своё время Кубой, Эквадором, Боливией, Венесуэлой и Никарагуа.
Но использование системы SUCRE – не полный выход из положения для иранской экономики, поскольку далеко не все страны мира признают эту систему. Не в последнюю очередь поэтому довольно широко используется также европейский региональный аналог SWIFT – INSTEX. Также востребованы обходные пути, например через банки ОАЭ, Турции, Ирака, Египта, Гонконга.
При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что на практике ограничение доступа России и Беларуси к SWIFT оказалось менее жёстким, чем в случае с Ираном. Среди российских банков от системы отключили только Сбербанк, МКБ, Россельхозбанк, ВТБ, «Открытие», банк «Россия», Промсвязьбанк, Совкомбанк и Новикомбанк. Но «перекрытие кислорода» уже одному только Сбербанку, платёжные карты которого есть у большинства россиян, весьма болезненно для российской банковской системы. Также сложившаяся ситуация несёт угрозу для банковских систем стран ЕАЭС, тесно связанных при взаиморасчётах и денежных переводах с российской и белорусской.
Ситуация в масштабах ЕАЭС осложняется тем, что его члены пока, по признанию председателя правления ЕАБР Тиграна Саркисяна, «далеки от внедрения единого валютного пространства». Неофициальные точки зрения, особенно со стороны представителей оппозиций в странах ЕАЭС, могут быть более скептическими.
В России задолго до СВО, как только стали звучать первые голоса с Запада, грозившие отключением от системы SWIFT, стали разрабатывать альтернативные варианты транзакций со странами ЕАЭС. Первоначально рассматривался сценарий с использованием цифровых государственных валют, которые сейчас есть у всех членов объединения. Также как вариант предлагались расчёты в цифровых юанях через китайский банк, но они пока не получили широкого практического использования, это скорее пилотные проекты.
Более жизнеспособной оказалась российская Система передачи финансовых сообщений (СПФС), фактически являющаяся региональным аналогом SWIFT и работающая в совместимом с ним формате. Но пока в основном с этой системой работают только российские банки, которых на данный момент 384. Всего в СПФС зафиксировано к настоящему времени пока 130 подключенных нерезидентов.
Отнюдь не ради прихоти Центральный банк РФ уже с самого начала СВО и последовавших санкций планомерно ограничивал использование SWIFT при транзакциях внутри страны. Отсюда и такое довольно внушительное количество банков, подключившихся к российской СПФС. В конце концов руководство ЦБ запретило с 1 октября 2023 г. использование SWIFT при внутренних операциях.
При этом любые другие зарубежные аналоги, будь то китайские или иные, также запрещены к использованию, но тоже только при внутренней передаче финансовой информации. В трансграничных переводах использование системы SWIFT не запрещено. Но в российском регуляторе и ряде его аналогов в странах ЕАЭС, в первую очередь в союзной Беларуси, не скрывают, что вариант использования СПФС в обмене финансовой информацией между ними предпочтителен.
В частности, год назад вице-премьер РБ Игорь Петришенко на недавнем заседании Экономического совета СНГ в Москве предложил создать аналог SWIFT на базе Межгосбанка СНГ. При этом белорусский чиновник не указывал напрямую, что этот аналог будет создан на базе российской СПФС. В любом случае СПФС – это единственная из доступных банкам стран СНГ и ЕАЭС финансовая система, работающая в формате SWIFT.
Как известно, к 2025 году члены ЕАЭС планируют создать общий финансовый рынок пяти стран-членов, причём с возможным присоединением к нему, пусть только по части внешней торговли, банковской системы Ирана. Такая цель немыслима без внедрения в этих странах единого аналога SWIFT, чтобы избежать проблем при расчётах за пределами объединения.
В целом Россия и страны ЕАЭС пошли значительно дальше китайских, иранских, латиноамериканских и европейских аналогов, создав совместимый со SWIFT аналог. Очевидно также стремление интегрировать евразийский аналог SWIFT еще и со странами БРИКС, где в этом году председательствует Россия, а возможно, и с другими объединениями развивающихся экономик.
На недавнем совещании глав финансовых регуляторов стран БРИКС в Сан-Паулу этот вопрос обсуждался всерьёз. Пока предполагается, что интеграция финансовых информационных систем между странами ЕАЭС и странами БРИКС будет осуществляться в рамках платёжной цифровой платформы BRICS Bridge. Тем не менее интеграция России в эту платформу будет осуществляться при помощи СПФС, потому теоретически возможно приведение расчётов стран блоков БРИКС и ЕАЭС к стандарту SWIFT.
Соответствующая инициатива исходила от Евразийской экономической комиссии, которая сначала хотела создать единую международную систему наподобие VISA и Mastercard на основе национальных платежных систем ряда стран БРИКС и ЕАЭС. Но теперь имеет намерение создать полноценную альтернативу SWIFT.
Известно, что в Китае успешно действует система Cross-border Interbank Payment System, CIPS, к которой подключились некоторые российские банки. Однако при том, что она использует стандарт SWIFT, она, увы, использует и инфраструктуру SWIFT, последняя же не разрешает расчёты через эту систему в долларах и евро, требуя, чтобы они проходили через неё. Минуя SWIFT, возможны расчеты только в юанях. Видимо, это основная причина того, что объединение CIPS и СПФС на практике пока не состоялось.
Вероятнее всего, вопросы создания альтернативы SWIFT для развивающихся рынков, стремящихся к дедолларизации, будут обсуждаться более детально на саммите БРИКС+ осенью этого года в Казани.