Известно, что монгольская экономика является довольно специфической не только в силу традиционализма общества и структуры власти, но и природных ресурсов страны, а также ее географического положения: отсутствие выхода к морю и наличие двух крупных соседей в лице России и Китая. Основными экономическими отраслями Монголии являются горнорудный сектор, производство строительных материалов, текстильная, шерстяная, суконная, овчинно-шубная, кожевенная и мясоперерабатывающая промышленность, а также животноводство. Именно эти направления являются основными для монгольского экспорта, в то время как импорт ориентирован на закупку нефтепродуктов, промышленного оборудования и потребительских товаров.
При этом нельзя сказать, что определенный традиционализм не позволяет монгольской экономике развиваться. В частности, в 2021 году общий внешнеторговый оборот страны достиг $16,1 млрд (профицит $2,4 млрд), что на 25% выше, чем за аналогичный период предыдущего года, а экспорт составил $9,2 млрд, увеличившись на 22,1%. Правда, необходимо все же помнить об определенной специфике торговли Монголии, где доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта в 2021 году составила более 81%.
Вместе с тем в последние годы страна активно развивает легкую промышленность, энергетику, инфраструктуру и сферу IT, а в 2015 году даже заключила договор о свободной торговле с Японией. Более того, Монголия пытается избавиться от импортной зависимости и уже строит на деньги Индии свой первый нефтеперерабатывающий завод, который после запланированного открытия в конце нынешнего года должен будет полностью покрыть спрос в стране на бензин, дизельное и авиационное топливо, а также сжиженный нефтяной газ.
Одной из главных проблем современной Монголии является то, что она все больше стала попадать под влияние Китая, который еще в конце прошлого столетия пришел на замену СССР в качестве главного торгово-экономического партнера Улан-Батора. В частности, сегодня порядка 85% экспорта и около 40% импорта страны приходятся именно на долю КНР. Например, почти 100% сырой нефти, железной руды, медного и цинкового концентратов, а также 92% каменного угля Монголия отправляет в Китай. Одновременно более трети импорта также приходит из КНР. Для сравнения: поставки из России в 2021 году составили 28%, Японии – 9,5%, США – 4,72%, Южной Кореи – 4,35%.
Подобный торговый баланс имеет для Монголии как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, долгосрочное экономическое сотрудничество и близость с Китаем дают стране определенные преимущества для свободной торговли и способствуют привлечению китайских инвестиций. С другой – зацикленность на торговые отношения с одной страной делают Улан-Батор зависимым от Пекина, создавая для страны определенные риски. Можно вспомнить, например, что в середине октября 2021 года Китай из-за вспышки коронавирусной инфекции закрыл свои пограничные пункты на границе с Монголией, из-за чего в последней подорожали овощи, строительные материалы и одежда. Помимо этого, ужесточение Китаем контроля на своей границе накануне зимних Олимпийских игр в нынешнем году привело к резкому падению продаж монгольского сырья, восстановить которые в полной мере не удалось и по сей день.
В складывающейся в последние годы обстановке Улан-Батор все чаще стал задумываться о диверсификации своей внешней торговли и снижении зависимости от Китая, в первую очередь за счет развития отношений с Россией и ЕАЭС. При этом речь идет скорее не о создании ситуации жесткой конкуренции, а о взаимовыгодном сотрудничестве, которое бы не мешало торговым отношениям Улан-Батора и Пекина, так как Москва крайне заинтересована сохранить дружественные отношения с обоими партнёрами.
Сегодня эксперты отмечают, что традиционный монгольский экспорт имеет весьма хорошие перспективы на российском рынке. В первую очередь речь идет об изделиях из кожи и кашемира, коврах, а также мясе и домашнем скоте. В свою очередь, РФ вполне может нарастить поставки уже привычных для товарооборота двух стран товаров: энергоносителей, металлов, древесины, машин и оборудования, химической продукции и продовольствия. Более того, как было заявлено на международном форуме «Россия – Монголия. Партнерство в новой реальности» в конце мая замглавы российского Минэкономразвития Дмитрием Вольвачем, у стран существуют взаимные интересы в создании «экономического коридора Россия – Монголия – Китай». Предполагается, что для запуска этого проекта будет подготовлено и реализовано «более 30 проектов в транспорте, электроэнергетике, таможенном регулировании промышленности, охране окружающей среды, науке и туризме».
По мнению главы Бурятии Алексея Цыденова, столица Монголии может стать авиационным хабом для российских авиакомпаний и жителей. «Помимо авиационного сообщения, автомобильное и железнодорожное сообщение с Монголией приобретает новые значения и возможности. Поскольку сейчас экономика России разворачивается на Восток, то взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также выход на другие страны через восточное направление становится актуальным».
В то же время сегодня все еще рано говорить о том, что потенциал российско-монгольских отношений начинает раскрываться полностью. Так, в отличие от 60% доли КНР во внешнеторговом обороте Монголии, Россия может пока похвастаться лишь 12%. Ситуация же с монгольскими поставками в структуре российского импорта и вовсе выглядит печально, находясь в районе четверти процента. За весь 2021 год страны наторговали только на $1,8 млрд, а сегодня речь идет о выходе по концу года лишь на $2 млрд.
Правда, стороны не скрывают оптимизма и считают, что в перспективе к 2026 смогут торговать в год на сумму около $5 млрд. К сожалению, пока до конца не ясно, на чем будет расти товарооборот двух стран, так как из-за отсутствия достаточных инвестиций возможности Улан-Батора остаются ограниченными. Однако в Москве полагают, что рано или поздно в двусторонних торгово-эконмических отношениях произойдет прорыв, так как в монгольской столице крайне заинтересованы в снижении зависимости от Китая. И в данном случае России может помочь развитие сотрудничества Монголии с ЕАЭС.
Известно, что на долю РФ в торговле Евразийского экономического союза с Монголией приходится порядка 95% и любое развитие отношений объединения с Улан-Батором может увеличить и российский товарооборот с этой страной. Поэтому совершенно неслучайно Москва выступает за скорейшее заключение договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Монголией, процесс согласования которого длится уже не первый год. Можно вспомнить, что именно Улан-Батор был одним из первых, кто еще в 2015 году подписал меморандум о сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией, выразив свою серьезную заинтересованность в развитии свободной торговли с ЕАЭС. В последующие годы стороны провели множество переговоров и совместных заседаний, в рамках которых изучали возможность создания ЗСТ. При этом выход отношений между Монголией и ЕАЭС на новый уровень положительно скажется не только на России, но и на других участников объединения.
В частности, в Белоруссии установление зоны свободной торговли между ЕАЭС и Монголией несомненно будет воспринято с оптимизмом, хотя формально общий эффект для белорусской экономики не будет слишком велик. Доля Монголии в общем товарообороте РБ за последние 30 лет не превышала 0,1%. По итогам 2021 года импорт из этой страны составил всего в $14,8 тыс., а экспорт – около $43, 5 млн. Вместе с тем с учетом последних событий вокруг Белоруссии, связанных с введением против страны беспрецедентных санкций со стороны Запада, расширение экономических отношений с Улан-Батором может положительно сказаться на общем балансе внешней торговли республики. Особенно если помнить, какие товары обычно поставляется из Белоруссии в Монголию: продукция сельского хозяйства, а также машиностроения, что крайне необходимо для монгольской горнорудной промышленности.
Схожая с белорусской ситуация наблюдается и в случае с Казахстаном, где товарооборот с Монголией в прошлом году составил порядка $21,1 млн, а за 8 месяцев 2022-го – $20,4 млн. При этом в Астане при благоприятных условиях рассчитывают нарастить поставки в Монголию бытовой техники, нефтепродуктов и продуктов питания. Более того, сегодня уже ведется проработка возможности поставок более 70 товарных позиций на сумму $245 млн. Что же касается Кыргызстана и Армении, то их интересы в сотрудничестве с Монголией пока минимальны, хотя и здесь не отказываются от возможности нарастить товарооборот с этой страной, если такая возможность появится.
В целом же перспективы развития торгово-экономических отношений Монголии со странами ЕАЭС, в первую очередь с Россией, в настоящее время выглядят довольно оптимистично. Уже сегодня обсуждаются проекты по развитию Улан-Баторской железной дороги, сотрудничеству в сферах гражданского авиастроения, электроэнергетики, автоматизации государственного управления, строительства автодорог и пр. В случае же создания зоны свободной торговли Монголии с Евразийским экономическим союзом, каждая из стороны получит дополнительные выгоды для своего развития. С одной стороны, ЕАЭС и Россия в частности расширят сеть экономического партнерства, а также уровень доверия между сторонами, в том числе и в политической сфере. С другой – Улан-Батор получит открытый доступ к рынку с населением более чем в 180 млн человек и сократит риски оказаться в полной зависимости от Китая.