Аналитика

Экономический ракурс ШОС

17 августа в Ташкенте завершил работу второй Экономический форум Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Взаимодействие в сфере экономики является одним из приоритетных направлений деятельности организации, хотя до недавнего времени оно отличалось невысокой эффективностью. Форум продемонстрировал, что постепенно члены ШОС стали активнее взаимодействовать в сферах торговли, транспорта, промышленности, сельского хозяйства, таможенного регулирования.
О том как как устроена экономика крупнейшей международной региональной организации в материале «РР».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ШОС

 В странах ШОС проживает почти половина населения мира, общее пространство организации занимает 60% территории Евразии, а суммарное ВВП стран-участниц составляет около 20 трлн. долларов. Из них ВВП Китая – примерно 14 трлн. долл., Индии – почти 3 трлн. долл., России – менее 2 трлн. долл.

По экономической мощи ШОС уступает по номинальному ВВП лишь лидеру мировой экономики США.

Конкретным вдохновителем идеи превращения ШОС в экономическую структуру является Китай. Пекин уже 12 лет продвигает две важные инициативы в данном направлении - создание Банка развития ШОС и Специального счета ШОС. Также Китай постоянно выносит на обсуждение идею формирования зоны свободной торговли. Ни то ни другое до сих пор не запущено, в связи с тем, что страны ШОС имеют разные размеры экономик и соответственно их товары имеют разные конкурентные преимущества, а рынки разную степень открытости друг для друга.

Отметим, что товарооборот Китая со странами организации составляет около 6 % от общего внешнеторгового оборота страны, что свидетельствует о низкой степени зависимости внешней торговли Китая от стран ШОС. Удельный вес взаимного товарооборота стран-членов организации от их общего товарооборота также составляет всего 9%. При этом государства с меньшим объемом внешнеторгового оборота имеют большую зависимость от торговли с другими странами ШОС. Например, удельный вес Кыргызстана в общем товарообороте составляет 88%, Таджикистана – 67%, Узбекистана – 48%.

Основная часть взаимного товарооборота стран ШОС приходится на Китай (40%) и Россию (25%). Вместе с тем у Кыргызстана 65% внешнего товарооборота приходится на эти страны, у Таджикистана – 56%, у Узбекистана – 40%. То есть происходит некоторый дисбаланс во внешней торговле стран-участниц, естественно, в пользу крупных экономик.

ОРИЕНТИРЫ ВЕДУЩИХ ЭКОНОМИК ШОС

Россия, Китай и Индия являются главными игроками и конкурентами на экономическом поле ШОС и во многом определяют направления дальнейшего развития организации.
Россия в последние несколько лет тщательно фокусирует внимание на торгово-экономическом сотрудничестве в ШОС. «Поворот на Восток», о котором стали активно говорить после февраля 2022 г., но который на самом деле являлся стратегическим выбором страны, сделанным еще до введения экономических санкций западных стран, стал возможен в немалой степени за счет реализации потенциала ШОС.
Партнеры Москвы по ШОС безусловно ощущают влияние санкционного давления на страну.

При этом прогнозируемый экономический эффект от санкций оказался ниже ожидаемого.
Если в апреле этого года МВФ прогнозировал снижение реального внутреннего валового продукта России на 8,5% относительно уровня 2021 года, то уже в июльском прогнозе это значение было скорректировано до 6%. Такая динамика говорит о скоростной перестройке и экономических кооперационных связей, и логистических цепочек.
Речь идет не только о замещении поставок отдельных комплектующих, но и развитии новых логистических путей, обеспечении возможностей бесперебойного осуществления платежей, наращивании научно-технологичного и культурного сотрудничества.

Россия готова работать по этим направлениям со всеми партнерами по ШОС на взаимовыгодных условиях, при этом не допуская рисков применения вторичных санкций.
Первые результаты такой работы видны уже сегодня. К примеру, товарооборот России со странами-членами ШОС за январь-май 2022 года увеличился более чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг более $80 млрд.
Но остается большой нереализованный потенциал, в частности, — экспортный. По оценкам российской стороны, поставки стран ШОС на рынок России могут достигать $23 млрд.

Это тот потенциал, который обеспечивается преимущественно товарами высоких переделов, включая машины, оборудование, комплектующие, одежду и другую номенклатуру. В свою очередь, Россия может нарастить экспорт в страны ШОС более чем на $19 млрд.

Китай развивает экономическое сотрудничество со странами ШОС, прежде всего, по направлениям, связанным с налаживанием надежных поставок в страну энергоресурсов, а также в области создания транспортных коридоров для экспорта китайской продукции как в страны Европы, так и на внутренние рынки стран-членов ШОС.

В связи с этим приоритетными рынками для Китая остаются страны Евросоюза, США, Гонконг, Япония и Южная Корея, удержаться на которых для Китая – значит сохранить нынешние темпы роста экономики и обеспечить население рабочими местами, что важно для внутриполитической стабильности в стране. Для обеспечения надежной доставки китайских товаров на рынки стран Европы Китай реализует инициативу «Один пояс – один путь», в котором странам Центральной Азии отводится роль транзитных территорий, что важно для развития их экономик.

Условия для поставок китайских товаров на американский рынок несколько осложнились в результате дипломатической и торговой войны, начатой США. Однако, учитывая важность для Китая американского рынка, компромисс с Вашингтоном в конечном итоге всегда находится. Что касается Росси, то КНР и РФ рассчитывают увеличить объем двухсторонней торговли до 200 млрд долларов в текущем году против 147 млрд в 2021 году. По данным Главного таможенного управления Китая, только за первые 7 месяцев текущего года товарооборот вырос на 29% и составил 97,7 млрд долларов

Индия нуждается в надежных поставках сырьевых и энергетических ресурсов для своей быстрорастущей экономики и в данном вопросе заинтересована в сотрудничестве со странами региона, в том числе в рамках ШОС. Кроме этого, Китай и Россия являются для Индии партнерами по другому объединению – БРИКС. Товарооборот РФ и Индии по итогам прошлого года оценивался в 12 млрд долларов — это крупнейший показатель за всю историю торговых отношений двух государств, с Китаем – около 9 млрд долларов, с Казахстаном – около 1 млрд. долл. При этом основными потребителями индийских товаров за границей остаются США занимая более 17 процентов от общего экспорта Индии.

В числе стран Центральной Азии для Индии наиболее важным партнером может быть Туркменистан, который не является членом ШОС, но с которым Индия прорабатывает возможность строительства газопровода из Туркменистана через Афганистан в Пакистан и Индию.

Таким образом, если в товарообороте Китая удельный вес России и Индии составляет около 16 % и 10 %, соответственно, то товарооборот указанных стран в китайском товарообороте составляет немногим более 2%, что свидетельствует о том, что Россия и Индия больше вовлечены в торговлю с Китаем, чем он с ними.

ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ

Россия, которая испытывает на себе санкционное давление Запада заинтересована в расширении как числа участников ШОС, так и партнерстве между ЕАЭС, ШОС и АСЕАН.
С точки зрения Москвы чем больше количество игроков, тем менее выражено будет экономическое доминирование Китая, а международное сотрудничество России расширено. В связи с этим Кремль готов работать в этом направлениям со всеми партнерами по ШОС на взаимовыгодных условиях, при этом не допуская рисков применения вторичных санкций.

Китай, наоборот, старается сохранить ШОС как региональную организацию, где меньшее количество участников позволяет легче договариваться и доминировать по многим вопросам. А следовательно, продвигать реализацию своих проектов. В связи с этим Китай не заинтересован в партнерстве ШОС с АСЕАН и странами Южной Азии, так как в сотрудничестве с ними Пекин применяет другие подходы, в основном, на двустороннем уровне.

Отметим, что реальное сотрудничество в экономической сфере между странами ШОС по-прежнему проводится на двустороннем уровне или в рамках ЕАЭС или БРИКС, куда входят отдельные страны ШОС, а на многостороннем уровне практически ни одного экономического проекта не реализовано. Как для России, так и для Китая вариант сотрудничества «один на один» с остальными членами ШОС наиболее выгоден с точки зрения простоты достижения консенсуса, юридического оформления и осуществления контроля за исполнением. Кроме того, Китай хотел бы укрепить свое экономическое и политическое влияние в Центральной Азии, а России необходимо сохранить и усилить здесь свое присутствие.

Тем не менее в ближайшей перспективе многосторонние проекты в рамках организации должны стать приоритетными направлениями в деятельности ШОС, что благотворно скажется на геополитическом и экономическом развитии всех стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества.
Made on
Tilda