Аналитика

Мариуполь, Бердянск – новый экспортный и транзитный комплекс России/ЕАЭС

Морские порты и транзитные артерии новоприсоединенных регионов России – Донецкой народной республики и Запорожской области – становятся значимыми звеньями во внешнеэкономических связях региона и в целом РФ, способствуя также дальнейшему развитию экономического партнерства со странами ЕАЭС и другими дружественными странами. Уже в 2023 году благодаря оперативным восстановительным работам рекордно увеличились мощности и объемы грузовой работы портов Мариуполя и Бердянска. Причем увеличиваются экспортные поставки через эти порты не только России, но и Белоруссии.
В текущем году, по имеющейся информации, общий объем внешнеторговых перевозок через те же порты увеличится не менее чем на треть. Согласно комплексной программе восстановления/реконструкции Мариупольского и Бердянского портов, их суммарная мощность составит к концу 2024-го 6 млн тонн/год. Общий объем первоначального финансирования по реализации этой программы – в основном из средств госбюджета РФ – превышает 1 млрд руб. В дальнейшем эта сумма будет увеличена, а полное завершение означенных работ запланировано ко второй половине 2020-х.
В 2023 г. объем грузов, перевезенных через Мариупольский порт, составил около 145 тыс. тонн, а число обслуженных здесь грузовых судов составило 65, в том числе иностранных. Характерно в этой связи и то, что нередкими партнерами портов Бердянска и Мариуполя являются суда под «удобными» флагами. Это позволяет зарубежным странам и их торговым компаниям не только географически, но и юридически обходить санкции Запада против РФ и Белоруссии. А также против ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей РФ.
Основные грузы Мариупольского, как Бердянского порта, – экспортного профиля: зерновые (не менее 50%), металлургические, товары химпрома. Например, экспортная перевалка зерновых грузов в Мариуполе только за январь-февраль с. г. почти достигла 25 тыс. тонн – это продукция из ДНР и ЛНР, некоторых соседних областей РФ и из Белоруссии. По информации Минтранса ДНР, Мариупольский порт наращивает темпы экспортной отгрузки зерновых.
Примечательно также, что, например, в последнем квартале 2023 г. объем перевозок через Мариупольский порт увеличивался на 3-6% в месяц, а Бердянского – более чем на пятую часть. Что обусловлено, во-первых, меньшими объемами разрушений в этом порту, во-вторых, несколько меньшим спросом на ледовую проводку судов (ввиду меньшего здесь ледового периода в околопортовой и примыкающей акватории) и, в-третьих, порт в Бердянске ближе расположен к Керченскому, то есть Азовско-Черноморскому проливу, выводящему внешнеторговые грузы на трансчерноморские маршруты.
Полноценная работа этого порта и порта в Бердянске на 80% была налажена совсем недавно – с середины прошлого года. Но требуется ускорение восстановительно-реконструкционных работ ввиду внешнеторговой востребованности данных портов. Соответственно, по данным «Росморречфлота» (ноябрь 2023 г.), в этих портах и на подходах к ним продолжаются работы по восстановлению навигационного оборудования, ремонт навигационных знаков, смежные работы. Плюс к тому осуществляются дноуглубление в портовых акваториях и на ближайших подходах к ним, оснащение средствами обеспечения безопасности мореплавания, грузовых работ.
Заметим, что порт в Бердянске менее мощный, чем Мариупольский (как и в прошлом). Но он является универсальным, способным переваливать зерно, нефтепродукты, уголь, кокс, руду, металлы, другие генеральные и навалочные грузы.
В ближайшей перспективе будет уточнена грузовая специализация этих портов параллельно с уточнением приоритетных маршрутов внешнеторговых перевозок.
Немаловажно и то, что регулярное грузовое сообщение порта Мариуполя со второй половины 2023 г., по информации «РосКапСтроя», налажено с портами Ростов-на-Дону, Азов, Кавказ (азовско-черноморский) и Севастополь в регулярном режиме. Планируется открытие постоянных грузомаршрутов на порты Ейск и Новороссийск. Упомянутое необходимо для оптимального распределения грузовой работы всех этих портов и тем самым для предотвращения их перегруженности или недозагруженности.
Одновременно, как и для порта Бердянска, прорабатываются возможности развития международных перевозок: имеется в виду отладка уже не периодических, а регулярных маршрутов на порты Абхазии, Турции, некоторых стран Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока.
Тем временем из ДНР и ЛНР с января увеличиваются экспортные поставки металлургической продукции через Мариуполь (частично через Бердянск). То есть она по нарастающей поставляется в зарубежье, включая некоторые страны ЕАЭС. Как отмечает премьер-министр ДНР Евгений Солнцев, «вхождение республики в состав России положило начало интеграционным процессам в экономике, вовлекая наши промышленные предприятия в евразийское экономическое пространство». Уточнено, что «большую часть экспорта осуществляют предприятия металлургической отрасли, география их поставок: Белоруссия (по железной дороге), Казахстан, Турция, Китай». В качестве новых рынков для этих и других промышленных поставок, в основном через Мариуполь, рассматриваются Киргизия, Узбекистан, Азербайджан и Индия.
Как уточнил премьер, в экспортном ассортименте начинают преобладать чугун, горнодобывающее оборудование, товары химпрома. Причем этот ассортимент вскоре дополнится товарами целлюлозно-бумажной, угольной отраслей, машиностроения, стройматериалами, товарами массового спроса.
С середины 2023 г. через Мариуполь осуществляется экспорт сельхозпродукции из Белоруссии. Точнее, одна из крупных белорусских компаний» (ее название пока не раскрывается), по данным Е. Солнцева, переваливает в Мариуполе на экспорт зерно, технические культуры. Ею заключены прямые контракты с администрацией порта. Причем та же компания «изучает возможности перенаправить на Мариуполь весь объем своего экспорта, поскольку этот коридор для нее короче других». То есть в сравнении с более протяженными ж/д перевозками из Белоруссии к черноморским и другим азовским портам РФ.
Словом, порты новоприсоединенных регионов России и в целом их транспортная система становятся значимыми форпостами во внешнеэкономических связях РФ и большей части всего ЕАЭС-региона. А с учетом запланированного восстановления сквозного судоходства Ростовской области с ДНР и ЛНР по Северскому Донцу в Приазовье – с учетом упомянутых морских портов, маршрутов и их дальнейшего развития – формируется новый транзитно-экспортный ареал России.
Made on
Tilda